Мы помогаем Вам развиваться!

Дорожная карта "Защита прав предпринимателей"

Способы защиты прав и интересов предпринимателя.

Все виды объектов правовой охраны в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть разделены на три группы:

  • Имущественные права и интересы,
  • Неимущественные права и интересы,
  • Организационно-предпосылочные права и интересы предпринимателя.

К первой группе относятся, прежде всего, вещные права предпринимателя: право собственности (ст. 209 и 213 Гражданского Кодекса), право хозяйственного ведения (ст. 294 Гражданского кодекса), право оперативного управления имуществом (ст. 296 Гражданского кодекса), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 Гражданского кодекса), сервитуты (ст. 274-277 Гражданского кодекса). В эту же группу входят обязательственные права требования предпринимателей, возникающие из участия в учреждении коммерческих организаций, из заключаемых ими договоров, совершаемых сделок и других оснований, например, вследствие причинения предпринимателю имущественных убытков вне договорных отношений.

Вторая группа охраноспособных объектов - нематериальные блага. Это - деловая репутация, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности. К этой же группе относится право на охрану служебной и коммерческой тайны.

В третью группу охраняемых объектов могут быть выделены права и интересы предпринимателя, которые являются организационно-предпосылочными. Это право на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, право на получение квалификационных сертификатов и лицензий на те виды деятельности, которые согласно закону подлежат обязательному лицензированию. К организационно-предпосылочным также относится право на постановку на налоговый учет и присвоение идентификационного номера налогоплательщика, право на получение статуса субъекта малого предпринимательства, право на заключение договора на открытие банковского счета с коммерческим банком по своему выбору, право на определение внутренней производственной структуры юридического лица и организацию трудовых правоотношений.

Конституция РФ устанавливает: право каждого защищать свои права и интересы всеми способами (ч. 3 ст. 45), право на судебную защиту (ст. 46, 47), право на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), на возмещение государственного вреда (ст. 53), на гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), право свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства (ч. 1 ст. 74).

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса убытки предпринимателя, возникшие вследствие нарушения его прав и интересов, должны быть полностью возмещены. Понятием и составом убытков охватываются все возможные для предпринимателя имущественные потери, включая неполученные доходы, которые мог бы получить предприниматель при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено - упущенная выгода.

Ряд действий, направленных на воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности, может быть квалифицирован как уголовное преступление (ст. 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности" Уголовного Кодекса РФ).

Способы и механизм защиты прав и интересов предпринимателя

Способ защиты гражданских прав - это предусмотренные Гражданским Кодексом и другими законами РФ правовые средства, применение которых, основанное на признании права, приводит к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечению действий, нарушающих право или создающих угрозу его применению. В статье 12 Гражданского кодекса перечислены способы защиты гражданских прав, следующие из которых распространяются на сферу предпринимательской деятельности:

1. Признание права;

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3. Признание оспариваемой сделки недействительной и применение последствий её недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

4. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

5. Самозащита права;

6. Присуждение к исполнению обязанности;

7. Возмещение убытков;

8. Взыскание неустойки;

9. Прекращение или изменение правоотношения;

10. Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Каждый из перечисленных способов может применяться обособленно или в совокупности с другими способами. Закон допускает также применение и таких способов защиты гражданских прав, которые не перечислены в ст.12 Гражданского Кодекса, но предусмотрены законами. К ним относится, например, право на обращение к компетентным государственным органам (прокуратуре и т.д.) с требованием принятия мер государственно-принудительного характера.

Различные способы защиты предполагают и различный порядок, механизм защиты прав и интересов предпринимателя. Механизм защиты прав - это осуществление способов защиты. Существуют следующие виды механизмов защиты:

1. Внесудебные - самозащита; урегулирование разногласий во внесудебном порядке; разрешение заявлений и жалоб органами исполнительной власти в порядке подчиненности (в том числе нотариальная форма защиты).

2. Судебные - конституционная защита; рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции, арбитражными судами и третейскими судами. 
Как правило, действующее законодательство не препятствует предпринимателю избрать для защиты своих прав те способы защиты и порядок их осуществления, которые представляются ему наиболее подходящими в сложившихся обстоятельствах.

Полностью вопросы защиты прав предпринимателей изложены в тексте законов.

В Справочнике более подробно изложена информация, касающаяся защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Действия контролирующих органов не всегда являются правомерными. Поэтому предпринимателям следует знать положения Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» (далее Закон). В соответствии со статьей 7 Закона продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем, но не более чем на один месяц. По одним и тем же целям, задачам и предмету в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более одного раза в два года
При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе (статья 9 Закона):

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
  • Согласно статьи13 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении мероприятий по контролю имеют право: 
    - непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 
    - получать информацию, предоставление которой предусмотрено законом; 
    - знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора); 
    - обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Для защиты своей позиции предприниматель может оспорить акт государственного органа, осуществляющего контроль, в судебном порядке, а в случаях, прямо предусмотренных законом - в административном порядке, но решение, принятое по жалобе предпринимателя в административном порядке, может быть оспорено предпринимателем в судебном